Я полагаю, что это может стать полезным с подростками, да, да, даже с подростками.
А как работать с образами и метафорами сказки, чтобы это было полезно? -спросите вы, когда подростки это воплощенный протест и желание самому бродить по пространствам этого мира?
Дело в том, что сказки и сказочные истории -это целое исследовательское путешествие человека посредством своего воображения, когда подобно герою сказки через приписывание напряженного аффективного смысла и открытие смыслов сказки и сказочных историй, в этом путешествии человек любого возраста получает шанс сам переосмыслить свою собственную реальную жизненную историю доступными для себя словами через бессознательную проекцию, то есть посредством приписывания внешним образам сказки своих скрытых, никак не выражаемых обычно, но тревожащих желаний, значений, напряжений. Рассказывая о них, когда обсуждаешь сказку или сказочную историю, создаешь когнититвную, удерживающую структуру для опыта через слова и проговаривая тревожащие желания, увиденные значения, напряжения, реорганизуешь свой эмоциональный опыт восприятия жизни и трудных ситуаций, который сложился в прошлом.
Базу действия здесь составляет слоенный пирог смыслов любой сказки и сказочной истории и механизм проекции, как особенности психики. Проекцию описывал З.Фрейд, как естественный механизм, существующий в психики, при котором происходит бессознательный процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся субъективно напряженными, волнующими или неприятными, поскольку представляются сложными, тревожными или неприемлемыми , объекту, находящемуся во вне.
Психика, как на невидимый экран, проецирует на сюжет сказки и сказочной истории тайные, никак не выраженные, мучащие желания, тревоги и скрытые конфликтные напряжения. Проекция по сути происходит неосознанно , смягчая противоречия между волнующими, истинными (неосознаваемыми) никак ранее не выраженными в словах желаниями, влечениями человека и тем, что внушили, как буквальные, формальные , социальные предписания, как те предписания, которые оказались внедрёнными в процессе воспитания и стали слишком обобщенными, негибкими, превратились в не учитывающие порой даже повседневную реальность, слишком грубо представленные в сознании нормы и жесткие, односторонние и одномерные ценности, которые в этом виде в ригидной психике уже замораживают живой опыт и не дают видеть тонкие моменты требований живой жизни в повседневности, поскольку превратились в сознательные убеждения, заменяющие собственное мышление. По сути, во власти таких убеждений человек любого возраста превращается в фонарщика из «Маленького принца», который не учитывает требований изменившейся реальности, а ориентируется на прошлое, на договор-уговор, существовавший в прошлом, который противоречит реальной действительности в настоящем и, тем самым, такой человек невольно истощает себя, однако ничего не желает менять. Проекцию психикой тревог на образы, существующие во вне, использовали давно. В психологии был введен термин «проективные методики» американским психологом Л.Френком (L.K.Frank) в 1939 для обозначения целого ряда методик, уже появившихся в те годы и основанных на приписывании актуальных тревог ярким, внешним образам. Сказка похожа на такой проективный метод. Но лучше. Объемнее. Символичнее. Когда человек любого возраста в специально-созданной атмосфере доверия и принятия говорит об образах в сказке, он говорит - о своих тревогах, напряжениях и трудных жизненных обстоятельствах, но не прямо , а косвенно, обходными путями , и те смыслы, какие человек видит, попадают сразу в самую сущность его проблемных точек в жизни и в сердцевину его трудностей, вскрывая через сказку и сказочную историю самое сокровенно-тайное и запрятанное от всех, но по сути болезненное, и это спрятанное и болезненное на деле лучше безопасно отпереживать, чтобы это переживание не было страшным и разрушительным, это сокровенно-потаенное проскальзывает сквозь все зоны психологической защиты и пространства, очерчивающие скрытое от явного, и получает возможность легко быть выраженным, без вреда и через такое выражение высвобождается напряжение и исчезает, облекаясь в слова и не сталкиваясь с критикой, изживает себя болезненность.
С начала это удивляет или даже вызывает изумление. Но это нормально и глазам не веришь в том числе и в тот момент, когда в первый раз, понимаешь, что разные дети и подростки дают совершенно разные толкования одних и тех же образов сказки и сказочной истории и эта разность связана с их опытом, с особенностями их личных, заряженных аффектов из прошлого и настоящего.
Традиционные сказки и их герои это не идеальный, готовый образец буквального, физического подражания. Это отражение реалий течения психических процессов и состояний в человеческих отношениях, и особенности образов закономерностей психологических отношений таких, какие они бывают, не в идеале. Законы природы существовали до того, как они были как-то осознаны, осмыслены и названы словами, так же психологические законы и закономерности отношений существовали до того, как были описаны в науке, и были они в сказках и былинах.
Разное толкование одних и тех же сказок происходит потому, что люди любого возраста приписывают образам сказки свои актуальные переживания, а нам этого и надо, чтобы они мягко раскрыли мир своих переживаний и подумали над ними в безопасной атмосфере, лишенной осуждения и критики. Так образы сказки и сказочных историй вскрывают разные трудности, которые втайне (иногда даже от самих себя) тревожат людей, в том числе подростков. Архаические герои сказок и былин это биологические подростки, сюжет сказки это инициация, а инициация исторически всегда была связана с биологически подростковым возрастом. Известно, что в походы из семей дружинников брали 12-летних отроков, потому герои былин и эпосов 12-ти-17-тилетние подростки. Обряд инициации («посвящения во взрослость»; перехода ко взрослости) был распространен в культурах охотников и исчез в земледельческих культурах, обряды были в мужских домах, в юношеских союзах, где герой –подросток отождествлялся с каким-нибудь животным и был для мифологического мировосприятия предков не до конца человеком (Баркова А. Л. Введение в мифологию, М,Рипол классик, 2018 -528 с.). Так у славян это были союзы волков, в состоянии мужского дома , после обучения в мужском доме отрок (подросток, само слово отрок происходит от «отрочить», что означало отпустить от себя) не считался до конца человеком, а был как бы полуживотным, - отсюда архаические всплески руками среднестатистической современной мамы, глядящей на свое чадо, когда же ты человеком станешь, - при этом выход из состояния животного переживался, как смерть, но сама инициация как переход от отрочества к взрослости и зрелости осталась, а для нас осталась как метафорический опыт в сказках (Баркова А. Л. Введение в мифологию, М,Рипол классик, 2018 -528 с.).
У героев любой традиционной сказки есть много активной энергии, хаотичной и бурной и мало опыта, соответственно , в ситуации аффекта множество сомнительных поступков и нарушений запретов, отсюда яркость метафор и образов, отражающих психологические закономерности и последствия сомнительных поступков и яркие перипетии перехода ко взрослости. Это прочувствованное отражение в метафорах и образах перепетий реального отрочества (подростничества). Ныне сказочные, былинные , эпические сюжеты и потребность в слушании былин, сказок, сказаний и эпосов удовлетворяют с помощью литературы и кинофильмов жанра фэнтази (Баркова А. Л. Введение в мифологию, М,Рипол классик, 2018 -528 с.)
С подростками применение сказки это , прежде всего, умение настроить на слушание и рассказывание , - лучше всего наизусть, потому лучше выучить,- но в крайнем случае, когда есть необходимость в длинных сказочных историях можно читать , однако постоянно поднимая глаза, сохраняя интоннационную яркость, озвучивая текст с выражением, с увлечением, с умением заразить своим настроением, с пониманием того, что читаешь и самое важное это обсудить, чтобы проложить мостик к собственным переживаниям подростка и его опыту и иметь возможность создать когинитивную, удерживающую структуру для переживаний и аффектов, то есть словесную оболочку для его аффектов и переживаний. Можно настроить, предложив заранее прислушаться к себе и расшифровать какой в сказочной истории именно для его души (психики) зашифрован урок и тайное послание. С подростками сказки и сказочные истории – это, прежде всего, авторские сказочные истории и притчи, где самое важное это обсуждение. Обсуждение и осмысление авторских сказочных историй существует для лучшего понимания своего внутреннего мира и присвоения влияний мира общекультурных ценностей, но так, чтобы понимание ценностей было гибким, а поведение милосердным. Это означает, что подростки постепенно через обсуждение могут понять, что ценности это не что-то абстрактное , это то, что каждый день реализуется в обычной жизни и обычном поведении , стоит только задуматься, но ценности не должны замораживать живую текучую жизнь повседневности и заменять собственное мышление, эти ценности были выработаны людьми с давних пор для регуляции и расцвечивания красками доброжелательности живой жизни. Сказки с подростками это и использование медитативных сказок, и сотворчество в создании и реализации сказочных историй в игровых оболочках , представленных как коллективная психолого-педагогическая игра, и обсуждение и осмысление некоторых народных сказок с точки зрения извлечения из метафор живого, аффективно-заряженного опыта, который пригодится- извлечение подсказок в сложных, проблемных ситуациях, какие сам подросток через обсуждение может обнаружить, это и досочинение сказочных историй, это и коррекционные сказки, это и обсуждение притч, анекдотов и рифмованных стихов-абсурдизаций или сказок-абсурдизаций как разновидности психокоррекционных сказок для самопонимания, для реализации способности извлекать уроки из конкретного обыденного опыта, связывать увиденный в сказки опыт, со своим обыденными ситуациями в жизни и с обыденным поведением, умение видеть в жизненной ситуации - живой и полезный урок, обогащающий этот свой, уникальный опыт жизни, думать над тем, как исходя из этого осознанного вдруг опыта и урока, можно реально планировать собственное будущее, ставить цели и осуществлять конкретные действия, тем самым реализуя образ будущего в конкретных шагах реальной жизни, - в шагах, приближающих цели, осознать как можно планировать собственную деятельность, с целью большей вовлечённости в коллектив без потери себя (осознанная вовлеченность предполагает развитие способности осуществлять выбор одного или другого, одного способа поведения или другого и совершенствование способности к принятию самостоятельных решений), развитие способности занимать активную жизненную позицию на самом простом конкретном уровне, реализуя урок ситуации в конкретном действии ; сказка применима и для реализации потребности в смыслотворчестве , которое осуществляется именно как поиск и извлечение из образов- метафор жизненных уроков-смыслов, которые могут быть применимы в конкретных обстоятельствах жизни , при предощущении таинственного обретения этого скрытого смысла и, таким образом, осуществления процесса жизнитворчества , культивирования посильной творческой активности. Причем психика подростка, с большой вероятностью откликается на тот смысловой урок, как на свое иное, который близок и приемлем для его конкретной психики и связан с особенностями этой психики.
Сказочные истории и сказки подобны и языковой игре, скрывающей за одним и тем же словом, обозначающим сказочный образ, множество значений, помогающей по-новому взглянуть на привычные вещи в тот момент, когда, наполнив личностным смыслом слова-образные метафоры, понимаешь как в новом ракурсе выглядит твоя личная ситуация, твоё взаимодействие в коллективе, какова степень твоей личностной вовлечённости в коллектив и каким образом раскрываются в твоей жизни нравственные реальности мира, нравственные выборы и как реализуются под их влиянием твои личные желания и твои решения, которые не новы и характерны не только для твоей индивидуальной жизни сейчас, а всегда вставали перед человечеством; это возможность через работу переживания освободится от тревог в безопасном пространстве обсуждения сказки. Возникает как-то само собой возможность поговорить об этом тревожащем напряжении не прямо, а косвенно, прожить, осмыслить какой-либо значимый, важный аспект ситуации, который даётся в сказочной , игровой форме и может быть безопасно проговорен вслух. Понятие языковой игры, которое обычно используется в современной философии, подразумевает плюрализм любых значений, то есть возможность существования одновременно в одном слове множества значений, множества равноправных и одинаково верных пластов значений и эта языковая игра имеет определенную ( пусть иногда самую маленькую), но эстетическую ценность, и предполагает и использование в одном контексте сказки разных значений одного слова-образной метафоры или разных слов, или целых словосочетаний, сходных по звучанию . Этот термин ввел впервые в обиход аналитической философии Людвиг Витгенштейн. Как говорит Т. Гробенко и Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева обсуждение сказки с детьми и подростками это процесс сотворчества со взрослым смыслов увиденного, содействия, сопереживания, в котором ребенок, подросток и взрослый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед.
А вы как думаете? может для вас сказки всего лишь возможность подтолкнуть подростка создать фантазм по поводу другого фантазма, который заложен в сказку, и потому это бесполезное растрачивание времени и сил? Объясните тогда аргументированно почему вы так думаете?