Синдром Аспиргера как вид расстройства аутистического спектра создает ряд сложностей для взаимодействия и проявляется с раннего детства и в подростковом возрасте и во взрослом возрасте, во взрослом возрасте может компенсироваться, проявляясь, как шизоидная личность (не имеет отношения к шизофрении, не клиническое название шизоида как личности, можно пронаблюдать при повышении показателей до нормального уровня не привышающей в СМИЛ 65 баллов, может звучать как характер с индивидуалистичностью и гиперчувствительностью) , проявляется как шизоидная личность после 17 лет и в 30-40 лет при правильной коррекции. В тесте СМИЛ 8 шкала выше 80 баллов и 80 баллов! Наследуется от отцов и матерей, но чуть чаще от отцов, в будущем у детей наследуется и как синдром Каннера (тяжелый аутизм, невербальный часто) и как синдром Аспергера с риском около 40 процентов.
У нас в стране у многих он не диагностировался и этот синдром не обязательно связан с дисграфией или дислексией, иногда его носители учатся выше среднего, проблемы их в социальном взаимодействии.
Есть книга Анны Вислоух «Громкая тишина», в которой автор пишет прочувствованную исповедь о сыне с проявлениями аутистичности в форме синдрома Аспергера, обращается внимание и на особенности его любовных переживаний и прочувствована мысль, что нельзя скрывать от девушек заболевание подобного характера, если оно у парня, даже если его официально не поставили, но болезненные проявления очевидны, девушка может принять все риски или не принять и тогда не морочить голову человеку, не возить его по мероприятиям и местам отдыха, как инвалида из снисходительно-покровительственного сочувствия и если есть лишь сочувственное снисхождение, тогда свобода важнее.
Существует прочувствованная журналистская статья о синдроме Аспергера, где представлена личная история парня, хорошо иллюстрирующая тяжелую форму расстройства в перспективе, когда минует подростковый возраст: «Тревожный взгляд в будущее молодых взрослых с расстройствами аутистического спектра»: http://specialtranslations.ru/troubled-future-for-young-adults-on-autism-spectrum/
Компенсированной синдром Аспергера, выраженный у взрослых в виде компенсированной особенности 80-тью баллами в 8 шкале теста СМИЛ Л.Собчик, при этом наследуемый с риском в 40 %, может проявляется очень явным своеобразием мотивационной сферы с отрывом от реальности и уходом в утешающие фантазии до псевдогаллюцинаций , при любой неблагоприятности демонстрируется избегание.
В условиях, когда нет причин для негативных переживаний мотивация достижения успехов повышается, избегает стресса от новых переживаний. Проявления синдрома аспергера видны и у детей и у подростков.
В 1944 году знаменитый австрийский ученый и врач-психиатр, чьим именем назван синдром Аспергера, называл болезнь аутической психопатией. Ганс Аспергер распознал ее у детей разных возрастов, от 6 до 18 лет. В ходе исследований врач описывал признаки поведения, отличающие этих детей и подростков от других сверстников и поскольку он был австриец и писал на австрийском диалекте, не был слишком известен миру своими статьями и преобрел известность в психиатрических кругах в 80-х гг. благодаря тому, что его статью обнаружела психиатр из Великобритании Лорна Увинг, а именно – в 1981 году, в широких кругах – в 90-х гг. С этого времени этот синдром стал известен миру. В Международной классификации болезней, 10-го пересмотра (МКБ-10) синдром Аспергера шифруется кодом F 84.5. В готовящейся к изданию МКБ-11, синдром Аспергера диагностируется как расстройство аутистического спектра, с шифром 6A02.06A02.0. Синдром Аспергера по современным представлениям проявляется ярко с раннего детского возраста, а шизоидное расстройство личности с подросткового или даже взрослого. А в современном психоанализе он назван первичный аутизм. При синдроме Аспергера:
· У детей и подростков нет с детства общего замедления когнитивного (познавательного развития, развития интеллекта) или речевого развития. Диагноз требует, чтобы у ребенка происходило использование отдельных слов в возрасте не позже 2-го года и коммуникативных фраз не позже 3-го года. Навыки самообслуживания, адаптивное поведение и любопытство к окружающему должны в течение первых трёх лет жизни соответствовать нормальному развитию интеллекта, но лишь в течении первых трех лет. Основные этапы двигательного развития могут быть несколько замедлены, дискоординация является частым (но не обязательным) диагностическим признаком. Специальные навыки, нередко связанные с изолированными интересами, то есть развитость в области, где есть сверхценные интересы на чем-то одном, обычно характерны для синдрома, но также не обязательны для диагноза;
· качественное нарушение социального взаимодействия, отгороженность от общения с людьми, отсутствие понимания, зачем и как общаться, тогда, как можно заняться делом из сферы сверхценных интересов, с трудом устанавливают контакт и знакомятся с новыми людьми, только из сферы сверхценных интересов все в плане знакомства и контакта легче, присутствуют стереотипии в стрессе от общения или от любого другого стресса, то есть повторяющиеся движения , проявленнеые как помахивание ногой, потряхивание руками или стучание пальцами о поверхности, есть боязнь яркого света, резких звуков, массовых мероприятий, которых избегают под любым предлогом, если это не связано со сверхценными интересами, пристрастие к четко однообразной еде (какому-то одному виду еды), разнообразные блюда не едят, пристрастны к однообразному распорядку, явно негибкое следование конкретным, нефункциональным ежедневным рутинам и ритуалам, например, если встаешь в шесть утра ровно, надо вставать в шесть всегда, и если пробуждаешься непременно выпив зеленый чай, то из одной и той же кружки и никогда из другой, никогда не черный, если есть черный, но нет зеленого, вероятнее бегать с утра в стрессе по всем магазинам или к приятелям в поисках зеленого, но не выпить черный и все нефункциональные убеждения, утратившие свою актуальность, в силу изменившейся реальности, обычно долго, если не вечно, тоже продолжают существовать, разговоры крутятся вокруг сверхценных интересов, не могут правильно выражать эмпатию(сочувствие), плохо распознают чувства свои и чужие, плохо понимают мимику, пантомимику, например, явное кривляние в позерстве с искусственной улыбкой и преувеличением чувств, ухмылку, натянутую улыбку и открытую улубку толкуют одинаково, как выражение доброжелательности, не понимают когда и как что-то сказать, не понимают намеков, скрытых мотивов, двойного смысла, иронии, переносного значения некоторых выражений, при стрессе от общения будут просто повторять за вами фразы и идеи в готовом виде, не понимая тонкостей контекста, выраженное нарушение контакта глаз или вычурно преувеличенные, несколько неестественные жесты, неестественная осанка, самопогруженное выражение лица при взаимодействии, в стрессе или при сенсорных перегрузках , то есть от перегрузок от разных ярких громких и интенсивных стимулов могут быть проявления агрессии, бурные в подростковом возрасте именно от сенсорных перегрузок, в силу гормональных изменений, после которых могут наступать «отключки», уходы в себя, когда хочется только лежать в уединении и изоляции ;
· обратите внимание есть ли необычно интенсивный изолированный интерес к чему-либо или ограниченные поведенческие стереотипии, то есть повторяющиеся движения и неуместные повторяющиеся образцы поведения вне смысла конкретной ситуации, бессмысленные , но нарочито и навязчиво поддерживающиеся и стереотипные занятия (за исключением манерности в поведении, излишней фиксированности на отдельных объектах или нефункциональных элементах игрового материала, что соответствует критериям раннего детского аутизма, а это иной диагноз);
Такой подросток открыт разным манипуляциям, поскольку не умеет понимать двойной смысл фраз и выражений, намёки и скрытые мотивы, намерения в поведении людей в процессе общения,
в целом всю жизнь таким человеком трудно расшифровываются намерения окружающих, они вообще не понимаются, общественные мероприятия посещать тревожно и не хочется, бывают периоды у таких людей, когда им трудно сформулировать мысли и ответить на ваши вопросы, пообщаться с вами и они молчат, могут повторить ваши же слова вне контекста , например, если услышали , что вы нечто говорили и думаете, что такой человек вам это скажет, пусть по контексту вы имели ввиду, что такие слова человека не желательны, контекст человек с синдромом Аспергера не уловит , а слова механически повторит потом для вас.
С ними важно сохранять ритуалы и предсказуемый распорядок в течении дня, говорить четкими короткими предложениями, снисходительно относиться к пищивым предпочтениям и избеганию массовых мероприятий, если есть необходимость посетить массовое мероприятие тщательно обсудите что там будет по программе, свяжите это с каким –нибудь его сверхценным интересом, предупреждайте обо всех изменениях в режиме заранее, объясняйте переносный смысл и намерения.
Чтобы представить, как может выглядить синдром Аспергера, вспомните музыканта Евгения Кисина или посмотрите его интервью поростком и сейчас во взрослом возрасте.
Тест , позволяющий на основании результатов заподозрить синдром Аспергера
Такие проявления вам знакомы? Если да, поделитесь своими наблюдениями таких особенностей? Было так, что вы видели такие проявления? Поделитесь, пожалуйста