top of page
  • Фото автораmiraclea

Несколько слов Родителям: общепсихологические представления о страхах у детей и младших подростков



Дорогие родители, бабушки и дедушки!

Ваш ребенок беспокоен?

У него часто возникают страхи и он многого боится?


Он часто завет Вас по ночам?


Ваш стал беспокойно ворочаться во сне и жаловаться на кошмары и Вас это очень волнует?


Ваш ребенок часто рассказывает о том, что кошмарные персонажи гоняются за ним, проследуют и стремятся уничтожить?


Вы заметили, что Ваш ребенок находиться в напряженном ожидании кошмарного сна перед засыпанием?


Днем ребенок боится разных новых ситуаций и ситуаций оценки, а может и некоторых представителей фауны, вроде собак и пауков? Вас настораживает то, что происходит в этот момент с ребенком?


Знайте, если Вы можете утвердительно ответить на ряд вышепоставленных вопросов, то, Ваше волнение вполне закономерное явление. Вам главное взять себя в руки, ведь ваше эмоциональное состояние само по себе, значительно влияет на душевный мир Вашего ребенка, усугубляя его страх и тревожность. При этом важно знать, Страх - не тревожность, тревожность это нечто смутное, диффузное, это комбинация диффузного, смутноразличимого беспокойства захватывающего эмоциональный уровень, это, метафорически выражаясь, общий «рисунок» эмоций стыда, вины, печали лишь с некоторой примесью страшащего напряжения, в то время как страх - это нечто очень определенное, конкретное, интенсивное, это отдельная, специфичная эмоция. В психологии очень научно определяют: «страх складывается из определенных и вполне специфичных физиологический изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я»; страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения» (Изард,2002, -с.293).


Но вне зависимости от определений нужно помнить,, что страх в нашей жизни дело закономерное, реальное и в определенной степени он должен присутствовать, тут важно, как с ним справляются, что делают и не перерастает ли он в нечто парализующее активность и весьма интенсивно мешающее нормально жить. Яркие страхи обычны в дошкольном детстве, так дошкольник на символическом уровне, впервые переживает проблемы социальной жизни и «трудности существования» (экзистенциальные), как говорят психологи, вроде страха смерти, который на символическом уровне проявляется в дошкольном детстве в страхе вымышленных, фантастических персонажей: волка, медведя, кощея, бабы-яги.


Страхи с легкостью возникают у детей правополушарных (у тех, у кого более развито правое полушарие мозга): впечатлительных, чувствительных, эмоциональных, мыслящих образно, с возможностью иметь развитую интуицию, нередко с художественными способностями, для этих детей, в том случае если у них возникают интенсивные страхи, при всех их способностях к усвоению знаний и эвристичности мышления (изобретательности) противопоказано насыщенное ранее обучение, это для них нагрузка, усугубляющая ситуацию, усугубляющие интенсивность страхов, ночных кошмаров и повторяющихся ночных кошмарах (НА ТАКОЙ ПОЗИЦИИ СТОИТ педиатр, психолог А. И. ЗАХАРОВ, 2004 –с. 211-287).


Есть «причины» для страха, они биологические и предрасположенность к ним врожденная, это:

1)физическая боль, и ее предчувствие;


2) одиночество как реальная изоляция от других и его предчувствие,


3) так называемое, изменение стимуляции, которое связано с резким изменением воздействия на тело, в том числе у младенцев внезапное приближение на значительной скорости крупного человека или объекта, необычность объекта его необъяснимая сила, может вызвать естественное переживание опасности, если в прошлом опыте нет такой высокой степени интенсивности и такого качества объекта, обозначенного для себя как «нормальный», а не странный., а так же – высота представлена как естественный сигнал опасности.


Есть «основания» для страха - это реальные тяжелые в психологическом плане социальные ситуации, при том что неблагоприятная ситуация в семье, тяжелые эмоциональные переживания матери, которые либо не выражаются вообще, либо выражаются разово и косвенно в раздражительности, скандальности, истериках, конфликтах с супругом происходящих либо на глазах ребенка, либо поздними вечерами при его засыпании, инициируют психологическую напряженность у ребенка, у ребенка все эти процессы его социальной жизни выражаются ночными кошмарами, беспокойным сном, в дошкольном детстве еще интенсивными страхами фантастических персонажей ДНЕМ (3-4 года волк, лиса, медведь и т. п. 4-5, 5-6 лет Баба-яга, Кощей, в школьном возрасте болезни, смерти своей и близких, масштабных катастроф, публичных выступлений, оценок и т. п.)


К школьному возрасту при отсутствии негативных социальных факторов (некоторые из которых названы выше) страхи исчезают, психологи, в частности Захаров, связывает исчезновение страхов с новой социальной ролью (школьник), которую получает ребенок большей степени социальной укоренненности и развитием логических процессов, связанных с левым полушарием.


Предрасположенность к возникновению интенсивных страхов формируется еще в утробе матери. Если ребенок не ожидаем матерью, не желаем, при этом она полна беспокойства, естественно, а так же - если беременность сопровождается сильным токсикозом, а плод женского пола, тенденция к тревожности, интенсивным страхам, повторяющимися кошмарами проявляется у ребенка, так как у женщины выражен инстинкт самосохранения, потому как только возникает угроза (а интенсивный токсикоз - угроза выкидыша), реакция плода – острый страх, часто повторяющиеся позже в дошкольном детстве кошмары, кошмары гипотетически могут предполагаться имеющими место еще в утробе начиная с 8-го месяца, когда нейрофизиологи предполагают у плода своеобразные сновидения, однако у мальчиков такая связь токсикозов матери и нежеланности ребенка для матери, двусмысленной неожиданности беременности, согласно исследованиям сводится к нулю ( А. И. ЗАХАРОВ, 2004 –с. 211-287).


Страх оценки у школьников может быть связан еще и с боязнью несоответствовать ожиданиям, это бывает тогда, когда мы привыкаем поощрять ребенок исключительно только за какие-то заслуги, когда ребенок не чувствует собственной самоценности, когда родитель неосозннонно в речи расставляет акценты так, что у ребенка создается впечатление, что родитель им крайне недоволен, а значит он плох, нелюбим и не заслуживает ничего хорошего в жизни.


После трех лет, когда ребенок вдруг осознает, что можно играть не рядом, а вместе с другими детьми, сверстниками в разных ситуациях, - так начинается социальная жизнь, - появляются первые попытки детей самостоятельно справиться со своими неосозноваемыми и осознаваемыми страхами в приемлемой форме, обычно костяк детской дворовой группки составляют дети-соседи с разницей в возрасте в 2-3 года. Имея потребность справится со страхами они лучше всяких психологов порой применяют прием десенсибилизации (устранение чувствительности по отношению к страху) и своеобразной стихийной имплозивной терапии (когда многократно представляют устрашающие события, их устрашающая сила исчезает), для этого объединяясь со сверстниками посещают «страшные для них места» и рассказывают друг другу «страшные истории» и делается это именно для того, чтобы пережить экзистенциальный ужас (ужас , связанный с человеческим существованием) и тем самым потерять к нему чувствительность, после даже осмыслить все по-новому – это происходит к 5-6 годам, до этого ребенок просто боится таких мест и избегает, до этого возраста со сверстниками или без них, но по собственной спонтанной инициативе, он еще не готов совладать со страхами (Осорина М. В., 2007,с. 77-89) .


Лучший способ помочь ребенку совладать со страхами – это Ваш позитивный пример совладания с устрашающими факторами и совладания с гневом иначе Ваша тревога, будет на интуитивном уровне считываться по мимики, пантомимике, это Ваши рассказы о том, как Вы сами совладали в детстве и сейчас со страхом, это хорошо быть родителю эмоционально доступным и открытым для ребенка, не запугивать его, не делать акцент на том, что если он будет плохо себя вести его заберет дядька с мешком, баба-яга, соседка и т. п., вредно проявлять равнодушие к появлению страха у ребенка, чрезмерные попытки оградить ребенка от любых устрашающих моментов так же вредны, как и уход от стремления оградить ребенка от угрожающих ситуаций и обучить способом избегания социальных опасностей (напр., безопасность на дороге, дома, с чужими) отказаться от воспитания по типу философии «тони или плыви», «ничего страшного» (последнее самопроизвольно показывает ребенку, что его чувства либо не принимают в серьез, любо то, что он боится, то, что он испытывает ненормально, недолжно быть, противоестественно, значит это неприемлемая эмоция и он как ребенок ужасны, ненормальны и плохой, если его испытывает), полезно сочувствовать ребенку, позволять ему свободно выразить страх, всячески поощрять попытки совладания со страхом, которые проявил ребенок (на это указывает в том числе Изард2002, -с.317 )


небольшая притча на закуску

Небольшая разница

(Восточная притча)

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченность и сказал:

-Правитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь один за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властилина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

-Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных.

Властилин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.

-Ведь ты сказал. Ему тоже самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.

На что последовал ответ:

-мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать.

Небольшой кусочек рассказа психолога М.В. Осориной

«Все стали оглядываться, где бы остановиться. Чувствовалось, что надо найти какое-то место и там решить, что делать дальше. Этим местом стала большая неглубокая яма, окруженная кустиками. Видимо, здесь был когда-то фундамент сторожки. Дети расположились в ней на корточках. Было понятно, что на кладбище никто идти не хочет. Было ощущение того, что приходом на это место завершилась важная и, может быть, главная часть подхода: отсеялись те, кто не дорос, и выяснилось, кто может претендовать на членство в основном составе детского сообщества Бар-слободы в качестве «посвященного».

Неизвестно, остались бы дети в этой яме рассказывать страшные истории или вскоре двинулись бы домой, просто поседев там и почувствовав близость кладбища, если бы с ними не пошли мы – двое студентов фольклорной экспедиции и я. Мы немного разохотили детей своим горячим желанием послушать страшные истории, и рассказчики нашли быстро. После третьей-четвертой истории все вдруг и как-то разом почувствовали, как хорошо мы сидим и как здорово все происходит –«как надо»: почти настоящая ночь, недалеко темнеет кладбище, создающее волнующий фон, широкая светлая дорога четка разделяет два мира – потусторонний таинственно-мрачный кладбищенский и наш, где яма, защищенная кустиками, уютно устроилась честная компания. Все сидят близко, чувствуется тепло друг друга, по очереди рассказывают негромкими голосами потрясающие истории и переживают нарастающее чувство задушевной приязни друг другу, интереса, внимания и общности»

М. В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», С-петербург, 2007 –с.86-87

УСПЕХА ВАМ, СЧАСТЬЯ И РАДОСТИ СОВМЕСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ!

если остались вопросы по теме страхов у вашего ребенка, обращайтесь ко мне за консультацией, предварительно записавшись по телефону +79180290752

4 просмотра0 комментариев
bottom of page